Минприроды России инициирует внесение изменений в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, незаконная добыча и оборот которых повлечет за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как отметил Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, причиной ужесточения контроля послужили масштабы нелегальной добычи и экспорта дериватов этих видов: «Чтобы решить нарастающую проблему, необходимы жесткие решения. В условиях криминализации добычи кабарги и соболя ужесточение наказания – это самая действенная мера по борьбе с браконьерством, защите и восстановлению популяции животных, и международный опыт подтверждает правильность этого решения». Соответствующий проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Перечень опубликован для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru. В настоящее время кабарга и соболь входят в перечень охотничьих ресурсов, лимит добычи которых устанавливается субъектами РФ. На территории Российской Федерации обитает как охотничий вид – сибирская кабарга, так и внесенный в Красную книгу РФ сахалинский подвид копытного. Кабарга (Moschus moschiferus) также включена в Приложение II СИТЕС, что означает, что любое перемещение через границы государств любых образцов этого вида (живых особей, частей, дериватов, препаратов и лекарств, изготовленных на основе экстрактов, полученных из кабарги) должно осуществляться только по специальным разрешениям. По данным учетов численность кабарги в России в течение последних 20 лет колебалась в пределах от 125 до 200 тысяч особей. Квоты на ее добычу не превышают 4% от учтенной численности. В тоже время объемы незаконной добычи кабарги, по оценкам экспертов, достигают 20 тыс. половозрелых самцов в год. Это ставит популяцию на грань исчерпания ее репродуктивных возможностей. От деятельности браконьеров больше всего страдает Алтае-Саянский регион, где на половине свойственных кабарге мест обитания численность ее сведена к минимуму. В результате браконьерского промысла численность кабарги в этом регионе в 4 раза ниже естественной. В то же время в Прибайкалье и Дальневосточном регионе вследствие труднодоступности территорий, играющих роль защитной буферной зоны, популяция кабарги остается в целом стабильной. Целью охоты на кабаргу часто является получения мускульной железы, расположенной на брюхе половозрелых самцов. Кабарожий мускус пользуется неограниченным спросом на рынке Китая и Кореи. Только в 2013 г. скупщики приобретали кабарожий мускус у охотников по цене 22-28 тыс. рублей за железу или около 1 тыс. рублей за грамм. Объем легального промысла кабарожьего мускуса оценивается в сумму порядка 176 млн. руб., в то время как нелегальный промысел – примерно в 450 млн. руб. «Легальная продажа кабарги часто является традиционным видом деятельности для малочисленных народов Восточной Сибири и Дальнего Востока, но это капля в море в сравнении с масштабами браконьерской деятельности. Объем незаконного оборота мускусных желез говорит о существовании целых престу
18a9
пных групп, хорошо организованных с налаженными цепочками поставок сырья», – отметил С.Донской. Соболиный мех, в свою очередь, – один из самых дорогих и востребованных в международ¬ной пушной торговле, а соболиный промысел и торговля мехом дикого соболя остается монополией Российской Федерации. Анализ данных о продаже шкурок дикого соболя только на Санкт-Петербургском пушном аукционе показывает, что, начиная с 2000 года объем продаж начал превышать лимит на добычу этого вида, в 2006 году превышение было уже двукратным. В сезон 2012-2013 гг. он превысил уровень 600 тыс. шкурок при средней цене более 6 тыс. рублей за шкурку. При этом необходимо отметить, что лимит на добычу соболя в сезоне 2012-2013 гг. составлял 347,7 тыс. особей. В то время как шкурки соболя, добытые сверх лимита, в массе своей включаются в легальный оборот по «серым» схемам и реализуются через официальные аукционные площадки, мускус кабарги почти полностью находится в нелегальном обороте и является контрабандой. «Незаконный оборот этих видов исчисляет сотнями миллионов рублей и способен подорвать основу существования нескольких сотен тысяч людей, занимающихся их промыслом и проживающих в сибирской и дальневосточной глубинке, в первую очередь – представителей коренных и малочисленных народов», — подчеркнул Министр. Проектом постановления предусматривается отложенный срок вступления в силу – с 1 августа 2015 г. Такой срок вступления проекта постановления в силу обусловлен тем, что согласно Федеральному закону «Об охоте» лимит добычи кабарги и соболя утверждается в субъекте Российской Федерации высшим должностным лицом в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года. Также такой срок вступления проекта постановления в силу позволит хозяйствующим субъектам, чьи права и интересы будут затронуты проектом постановления, заранее ознакомиться с ним и принять меры по исключению нарушения законодательства Российской Федерации, связанного с добычей и оборотом соболя и кабарги.