Лицензия такси – это специальный документ, который дает получателю право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Перевозка пассажиров относится к лицензируемым направлениям бизнеса, поэтому часто возникает вопрос – как получить лицензию на такси? На самом деле, такси и пассажирские автоперевозки – это разные виды деятельности. Различаются они количеством пассажиров, которых перевозит транспортное средство. Если в автомобиле более 8 посадочных мест (кроме водительского), то оформляется лицензия на перевозку пассажиров. Если меньше, то разрешение на такси.
Важно: лицензия на перевозку пассажиров и разрешение на такси – это разные документы, их выдача регулируется разными нормативными актами.
Если вас интересует, как получить лицензию на такси маршрутного типа, в котором более 8 посадочных мест, об этом можно узнать в Постановлении Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616. Но сразу скажем, что сделать лицензию на пассажирские перевозки сложнее, чем получить разрешение на такси. Кроме того, за лицензию придется заплатить пошлину в размере 7 500 рублей.
Как получить разрешение на такси
В этой статье мы разберемся только с выдачей разрешения на обычное такси. Это очень популярный вид деятельности, который позволяет без особых затрат сразу зарабатывать дополнительные деньги.
Сейчас рынок автоперевозок по индивидуальным заказам плотно занят так называемыми агрегаторами: Яндекс.Такси, Uber, Ситимобил, Gett и другие. Это не таксомоторные компании, а своего рода посредники между конкретным перевозчиком и пассажиром.
Популярность агрегаторы завоевали за счет того, что могут сразу передать заказ тому автомобилю, который находится ближе всего к клиенту. Пассажирам нравится быстрая подача транспорта, возможность сделать и отслеживать заказ через приложение, сравнительно низкие цены.
Но несмотря на жесткую конкуренцию со стороны агрегаторов, независимые таксисты по-прежнему востребованы, особенно в небольших населенных пунктах, которые гигантам этого рынка неинтересны.
Что касается нелегальных перевозок, то их доля уже невелика. И дело не только в штрафах и контроле со стороны государства. Сами пассажиры не хотят рисковать и заказывать поездку у нелегального водителя. Ведь в результате можно не только потерять деньги, но и оказаться в криминальной истории.
Кто может получить разрешение на такси
Итак, если вы хотите заниматься легальными перевозками, надо получить разрешение на такси. Но проблема в том, что с точки зрения закона, эта деятельность признается предпринимательской, то есть бизнесом. А заниматься им могут только зарегистрированные субъекты – ИП или организации.
Разрешение или лицензия на такси маршрутного типа обычному человеку не выдается. Даже если он напишет заявление или оплатит пошлину. Поэтому первый шаг к своему бизнесу – это регистрация в ИФНС.
Конечно, открывать ООО только для того, чтобы иногда по вечерам подвозить пассажиров, нет никакого смысла. Ведь у собственника компании появляется много новых обязанностей – вести бухучет, сдавать отчетность, платить налоги. Поэтому думать об этом стоит только тогда, когда вы хотите создать полноценную таксомоторную компанию со своей диспетчерской службой.
Намного проще вести бизнес в формате ИП, но и здесь есть свои нюансы. Каждый предприниматель, за некоторым исключением, обязан платить за себя страховые взносы. А в 2021 году это минимум 40 874 рубля, если статус ИП у вас был полный год.
Но вы наверняка слышали, что сейчас появился еще один вариант легализации своих доходов – самозанятость. И действительно, после простой регистрации на сайте ФНС человек может заниматься оказанием разных услуг или выполнением работ.
Напомним, что перевозка пассажиров требует разрешения, которое выдают только ИП или юридическим лицам. Что же делать? Выход есть, потому что работать в рамках налога на профессиональный доход (так правильно называется налоговый режим для самозанятых) могут не только обычные физлица, но и ИП.
То есть, если вы хотите работать в такси на себя, то без регистрации ИП не обойтись. Затем надо перейти на режим НПД, что позволяет платить всего от 4% до 6% налога с полученного дохода. И самое главное – страховые взносы на этом режиме предприниматели могут не платить.